Американский
вокалист, пианист и джазовый композитор Рей Чарльз с детства
не видел солнца. Рано оставшись сиротой, он
воспитывался в монастыре святого Августина. Там, в школе слепых, он стал
изучать музыку. Пользуясь чрезвычайно
трудной системой Брайля, он
овладел фортепиано, саксофоном, трубой, искусством аранжировки. С 15 лет он стал странствующим музыкантом. С концертами объездил весь юг
США. «Я познал самое жестокое отчаяние» –
говорит теперь 40-летний музыкант,
вспоминая те далекие годы.
Свой музыкальный стиль Рей Чарльз
выработал в середине пятидесятых годов, положив начало музыке «соул»,
одному из самых популярных сегодня стилей. («Soul music» –
«музыка души» – термин, введенный в шестидесятых годах
в отношении негритянской музыки, опирающейся на блюзы и
духовные песнопения). Вначале он подражал Нэту Кингу
Коулу, популярному певцу и
пианисту, и его трио было первой негритянской джазовой
группой,
появившейся на телевидении северо-западных
штатов. Затем Рей Чарльз впервые записал
традиционные негритянские
песнопения в стиле
ритм-энд-блюз. Но прежде всего Чарльз – автор и исполнитель блюза. Его песни – это крик угнетенного и бесправного негритянского народа, его трагедия, страсть, бунтарство и одиночество.
Многие произведения Чарльза –
протест против нищеты, войн и
насилия, призыв к объединению и
справедливости. Такова его баллада
«Мира не будет, если все не
станут как один».
Большую известность принесла Чарльзу вышедшая в 1969
году пластинка “What’d
I Say” («Что бы я сказал»).
В дальнейшем Рей Чарльз делает много
записей в стиле «кантри-энд-вестерн» (тип народной музыки, распространенный в юго-восточных городах США в двадцатые годы), придавая
ему современное звучание. Совсем недавно
вышел новый альбом Чарльза “A Message From the
People” («Послание народа»).
Большинство произведений в нем –
песни социального
звучания.
|